Школа ходьбы
Индивидуальна программа «Школа ходьбы».
Индивидуальный подход.
Дневной стационар с привлечением ведущих профильных специалистов.
Общий этап обучения ходьбе на протезе бедра при первичном протезировании включает 5 этапов, последовательно решающих следующие задачи:
- Подготовки функциональных систем к физическим нагрузкам
- Восстановление вертикальной устойчивости и равновесия
- Формирование элементов шага
- Освоение самостоятельного передвижения
- Выработки нового стереотипа ходьбы приближающегося к ходьбе в норме.
В процессе обучения используется комплекс специальных физических упражнений, импульсивно-фантомная гимнастика, силовые изометрические тренировки, упражнения на координацию и равновесие.
Общий курс обучения ходьбе на протезе бедра при первичном протезировании инвалидов методически целесообразно проводить по этапам:
- Этапы восстановления ортостатики
- Этапы формирования элементов шага и освоения передвижения
- Этапы выработки рациональной ходьбы
Этап восстановления ортостатики начинается с освоения процесса бедра, обучения приёма крепления протеза, протягивания ткани культи в приёмную гильзу и правильной её посадки, освоение способа вставания и возможности садиться за счет управления коленным шарниром. Основные задачи этапа — восстановление функции равновесия при опоре на протезированную и сохранившуюся ногу решается с использованием специальных упражнений на равновесие и координацию с опорой на параллельных брусьях. Тренировка заключается в перемещении ОЦМ с использованием поворотов корпуса, изменением положения рук, головы с постепенным уменьшением площади опоры за счет приближения стоп друг к другу.
На этапе формирования элементов шага основными задачами обучения являются освоение инвалидом точности пространственного перемещения протеза, совместное и одновременное включение в движение мышц туловища и рук, удержание равновесия при одно- и двухопорном положении. Функциональная направленность этапа предполагает использование специальных упражнений координирующей гимнастики, тренировки точности движений по силе и амплитуде, многократность повторения упражнений для выработки устойчивых навыков, использование специальных разметок на полу для зрительного контроля за точностью перемещения протеза.
Этап освоения инвалидом самостоятельной ходьбы на протезе бедра заключается в выработке навыков шаговых движений сохранившейся и протезированной ноги, обеспечивающих поступательное движение ОЦМ. Основным средством обучения ходьбе являются индивидуальные тренировки с использованием специальных физических упражнений. Методика заключается в начальном освоении приставных шагов и постепенной трансформации их в переменные слитные шаговые движения, многократности повторения упражнений под зрительным контролем, соблюдением равновесия в опорную фазу, ритмичной работе мышц туловища и рук. На последующих этапах осваиваются повороты и изменения направления движения, выработка равномерности шагов сохранившейся и протезированной ноги, повышение темпа двойных шагов.